МЕТОД ТОМАТИСА — СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ

q21Вспомните, когда зимой вы идете в теплой, плотной шапке и не можете слышать шума приближающегося автомобиля, в последний момент тело словно содрогается от испуга. Почему так происходит?

Дело в том, что этот шум восприняли ваши кости (скелет реагирует на звуковой раздражитель быстрее, чем уши, и очень хорошо проводит звук). Дети с эмоциональными и двигательными нарушениями слишком много слышат своим телом. Проблема заключается в отсутствии у таких ребят механизма избирательного отсева поступающей подобным образом информации. Поэтому люди с дефицитом внимания, гиперактивностью, аутизмом вынуждены либо воспринимать всю входящую информацию, либо сортировать её до минимума. В первом случае они чувствуют себя словно «забросанными» раздражителями, даже малейшими. Во втором — становятся апатичными и чересчур спокойными и перестают фокусироваться на том, что слышат.

В нашем внутреннем ухе существует две косточки: стремечко и наковальня и — одноименные мышцы. Гибкость этих мышц зависит от умения слушать. Например, одни дети во время урока могут сосредоточиться на том, что говорит педагог, и не обращать внимание на шум, доносящийся из коридора. А другие ребята испытывают проблемы обучения из-за того, что не воспринимают речевые частоты (от 1000 до 3000 герц).

Дети с аутизмом, алалией, СДВГ и другими подобными нарушениями обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат. При этом их раздражает даже малейший шум, а сами при этом могут очень громко кричать. Гиперактивные дети излишней двигательной активностью пытаются компенсировать проблемы восприятия и слухового внимания. А дети с аутизмом не могут активно коммуницировать в следствие того, что не используют то, что слышат (слышим мы в пассиве, но слушаем и анализируем – активно).

В целом слуховое внимание тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Можно хорошо слышать, но не уметь использовать, что слышим. Так и поступают дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения.

После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать.

СУТЬ МЕТОДА

q5Метод Томатиса показан при различных речевых и поведенческих проблемах у детей и взрослых.

В середине XX века французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал открытие, которое в науке известно как эффект Томатиса: ГОЛОС СОДЕРЖИТ ТО, ЧТО УХО МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ОНО ПОДСТРАИВАЕТСЯ ПОД СЛЫШИМОЕ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО В ГОЛОСЕ, ПОЯВЛЯЕТСЯ.

И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти, внимания, речи и поведения, проблемы обучения и другие расстройства.

Данный метод обучает мозг анализировать голосовую информацию с помощью ушей. Его цель – сделать уши главным входом для звуков, а костно-проводящий – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться правильно. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной (контролируемой) речи, а уже затем – к психологическому комфорту, гармонии с собой и окружающим миром.

Метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Суть аудиотренировок заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге).

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства, которое называется «электронное ухо». Для прослушивания используются специально отфильтрованные (обработанные) звуки, основой для которых служат произведения Моцарта, грегорианские песнопения и записанный голос мамы ребенка. Обычные сигналы сочетаются с высокочастотными и низкочастотными сигналами.

Ещё находясь в утробе матери, ребёнок слышит только высокие частоты (через околоплодную жидкость и через костный путь). А когда он рождается, его ухо заново учится слушать, причём начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни диапазон увеличивается.

q31Для детей с эмоциональными и двигательными расстройствами умение слышать высокие частоты является проблемой. Поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивали прежде.

Вообще ухо ребенка пластично до 10-12 лет, далее эта способность постепенно теряется.

Уже после нескольких этапов терапии по методу Томатиса дети с алалией, аутизмом, СДВГ и другими нарушениями выравнивают своё слуховое восприятие.

В Европе и Канаде метод Томатиса прошел множество испытаний, подтверждающих эффективность метода при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем. Исследователь Тим Гилмор, провел глубокий анализ и обобщил данные исследований центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовала 400 детей и подростков. 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:

• Повышение уровня коммуникабельности — 89 %
• Увеличение концентрации внимания — 86 %
• Уменьшение уровня расстройств — 80 %
• Понимание чтения — 85 %
• Качество речи — 74 %
• Память — 73 %
• Запись по буквам — 69 %
• Зрелость — 84 %

На протяжении шести последующих месяцев 83 % детей сохранили и даже развили свои достижения. Остальные 14 % детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3 % утратили приобретенные навыки.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Аудиотренировки проводятся на, так называемых, аналоговых приборах. Это следующие устройства: электронное Ухо Proteac NN426 (Швейцария); профессиональный проигрыватель TACKAM SS-R 200 (США); аудиометр, произведенный для диагностики по методу Томатиса, Interaucustics AD229b for Tomatis (Дания).

Процедура проведения метода:q4
I этап: 15 дней по 2 часа аудиотренировок.
1- й день аудиотест, консультация
15- й день повторный аудиотест, консультация.
Перерыв 3-5 недель.

II этап: 7 дней по 2 часа и 1 день 1 час аудиотренировок.
1- й день аудиотест, консультация.
8- й – аудиотест , консультация.
Перерыв 6-7 недель.

III этап: 7 дней по 2 часа и 1 день 1 час аудиотренировок.
1- й день аудиотест, консультация.
8- й – аудиотест , консультация.
Перерыв 2-3 месяца (в зависимости от результата аудиотеста)

Далее 1 раз в 3-4 месяца по 8 дней (т.е. 15 часов).

Во время терапии можно рисовать, играть в настольные игры. Нежелательно: читать, писать, кушать. Запрещается использовать электронные устройства (телефоны, компьютеры, PSP и т.п.).

Записаться на консультацию Вы можете по телефонам: 8 (3842) 31-00-96; 8 (923) 605-11-55.

А также можете задать любой вопрос при помощи формы:

Ваше имя

Ваш e-mail

Вопрос

Сервис звонка с сайта RedConnect