г. Кемерово, Щегловский пер., 12, Тел.: 8 (923) 605-11-55, 8 (900) 101-80-30, alternativa_42@mail.ru

Метод Томатиса

Аудиотренировки по Методу Томатиса в Кемерово

 

Содержание:

1. Метод Томатиса – описание, краткая история

2. Принцип действия метода Томатиса

3. Цель метода

4. Показания к применению

5. Школьная неуспеваемость

6. Описание курса аудиотренировок

7. Прохождение курсов по методу Томатиса

8. Результаты в Канаде

9. Результаты наших пациентов

10. Противопоказания

11. Отзывы

12. Стоимость курса

 

1. Метод Томатиса – описание, что это такое

В середине XX века французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал открытие, которое в науке известно, как эффект Томатиса: ухо и его способность правильно слышать звуки, играет очень важную роль в работе мозга и здоровом функционировании человеческого организма. Если человек (по разным причинам) не может слышать звуки высокой частоты, он живет в подавленном состоянии, не может испытывать психологический комфорт, не может жить в гармонии с собой и окружающим миром.

В ходе экспериментов Альфред Томатис  сделал следующие выводы:

  • С помощью специальной гимнастики можно восстановить способность человека правильно слушать.
  • Голос содержит то, что ухо может анализировать. Оно подстраивается под слышимое.
  • Голос матери — основной фактор овладения ребенком родным языком.

И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти, внимания, речи, помогает в лечении депрессии, неврозов, хронической усталости, заикания (более подробно — см. показания). Также аудиотренировки по методу Томатиса помогают открывать музыкальные способности, дают возможность быстрее изучать иностранные языки.

 

2. Принцип действия метода Томатиса. Почему стационарное оборудование предпочтительнее портативного.

Аудиотерапия по методу Томатиса  обучает мозг правильно анализировать голосовую информацию с помощью ушей. Его цель – сделать уши главным входом для звуков, а костно-проводящий – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться правильно. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной (контролируемой) речи, а уже затем – к психологическому комфорту, гармонии с собой и окружающим миром.

Метод Томатиса основан на использовании специального устройства, которое называется «Электронное ухо»».
Этот прибор является аналогом идеального слухового восприятия. И он же является основным элементом аудиотренировок по методу Томатиса.

Для прослушивания берутся специально отфильтрованные (обработанные) звуки, основой для которых служат произведения Моцарта, григорианские песнопения и записанный голос мамы ребенка. Обычные сигналы сочетаются с высокочастотными и низкочастотными сигналами.

Одна из основных задач «Электронного уха» в соответствии с принципами метода Томатиса — фильтровать и преобразовывать звуки так, чтобы тренировать ухо звуками высоких частот. Для этого нужна музыка, в которой преобладают высокие частоты. Альфред Томатис предложил использовать музыку Моцарта в качестве основного звукового материала для аудиотренировок. Так как только классическая музыка подходит под эти параметры.

Профессором Томатисом проведены научные исследования, проанализировано множество музыкальных произведений Баха, Бетховена, Чайковского, Моцарта и других классиков. Результаты исследования показали, что только произведения Моцарта представляют собой идеально сбалансированное музыкальное «блюдо», содержащее все необходимые компоненты, ведь музыкальные композиции Моцарта  звучат в широком диапазоне, и в то же время в них преобладают высокие частоты от 3000 до 8000 герц.

На данный момент всё Томатис-оборудование делится на два типа: портативное и стационарное. И очень важно понять, чем они отличаются. Прежде всего, это разное качество звука (преимущество здесь на стороне стационарных устройств, использующих аналоговую обработку звука). Но что самое важное – в портативных устройствах доступна лишь часть методики, то есть в них реализуется Томатис-эффект, но не весь метод! Портативные устройства также не обрабатывают звук в режиме реального времени, их работа основывается на записи ключевых моментов. По этой же причине они не позволяют работать с голосом самого ребенка. Кроме того, портативные устройства не реализуют одну из центральных идей А.Томатиса – отсутствие функции баланса не позволяет сделать ведущим правое ухо, а это очень важно для изменения скорости обработки слуховой информации.

★ Центр «Альтернатива» применяет стационарное устройство «Электронное ухо» производства Besson (Швейцария) с 2014 года. «Электронное ухо» обладает возможностью фильтровать звуки до 9000 Герц, что позволяет в ходе аудиотренировок подтянуть задержавшиеся в развитии (пострадавшие) зоны мозга. Результаты наших пациентов можете посмотреть здесь.

 

3. Цель метода Томатиса

Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Мы воспринимаем звук двумя способами: по воздуху, то есть ушами, и вибрацией, то есть костями. Звуковые тренировки по методу Томатиса направлены на восстановление правильного порядка слушания, чтобы сделать уши главным входом для звуков, а кости – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться эффективно.

Пациенты проходят аудиотренировки в специальных наушниках с возможностью костной и воздушной передачи звуков, необходимой для активизации слухового внимания (активного слушания). Все наушники, используемые в Центре, — проводные. Только проводные наушники исключают потерю качества звучания.

Что такое активное слушание?

Существуют два понятия: слышание и слушание.

Слышание – это пассивное восприятие звуков, возникающих вокруг нас. То есть мы воспринимаем звуки, но не заостряем на них внимание. Для этого не требуется никаких усилий. А слушание – это совсем другое действие. Оно заключается в нашем активном участии. Мы выбираем: принять сообщение или отвергнуть его.

Первое правило профессора Томатиса гласит:

«Голос имеет в себе лишь то, что может услышать ухо.»

★ Иначе говоря, если ребенок не может воспроизвести звук, то с большей вероятностью это значит, что его ухо не способно на данный момент «воспринять» звук. С помощью «Электронного уха» у ребенка раскрывается слуховой потенциал и это прямым образом влияет на развитие ребенка, в том числе и речь.

 

4. Показания к применению.

Аудиотренировки по методу Томатиса дают высокий результат при таких расстройствах и заболеваниях:

  • Тренировки по методу Томатиса дают высокий результат при таких расстройствах и заболеваниях:
  • Задержка психоречевого развития (ЗПРР).
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность
  • Аутизм, аутичные черты
  • Алалия, дислалия, дизартрия и т.д.
  • Низкая концентрация внимания (или полное отсутствие) на занятии в школе или детском саду.

★ Особенно метод Томатиса показан детям неговорящим или плохоговорящим, с которыми достаточно длительное время занимаются логопеды, дефектологи, но результат при этом незначительный. Уже после 2-ого пройденного курса по методу Томатиса результат достигается гораздо быстрее (быстрее идет постановка звуков, речь становится чище и т.д.).

Дети с аутизмом, алалией, СДВГ и другими подобными нарушениями обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат. При этом их раздражает даже малейший шум, а сами при этом могут очень громко кричать. Гиперактивные дети излишней двигательной активностью пытаются компенсировать проблемы восприятия и слухового внимания. А дети с аутизмом не могут активно коммуницировать в следствие того, что не используют то, что слышат (слышим мы в пассиве, но слушаем и анализируем – активно).

В целом слуховое внимание тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Можно хорошо слышать, но не уметь использовать, что слышим. Так и поступают дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него не будет потребности громко кричать.

Для детей с эмоциональными и двигательными расстройствами умение слышать высокие частоты является проблемой. Поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле. Но благодаря аудиотерапии по данному методу они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивали прежде.

 
5. Школьная неуспеваемость

Часто дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Им много раз приходится повторять одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, «тормозит» развитие социальных навыков. Множество детей, испытывающих трудности с обучением или дефицит концентрации внимания, имеют превосходный слух, однако не могут хорошо читать хорошо, анализировать прочитанное или концентрировать свое внимание.

Их проблема – неспособность слушать и концентрироваться.  Аудиотренировки по методу Томатиса считаются одними из самых эффективных способов коррекции этого нарушения.

Также, слуховые тренировки по методу Томатиса способствует развитию музыкальных способностей, способностей к изучению иностранных языков.

 
6. Описание курса аудиотренировок

Перед прохождением аудиотренировок по методу Томатиса, родителям вместе с ребенком проводится первичная консультация.

Консультации проводит специалист по аудио-психо-фонологии, который в дальнейшем будет сопровождать курс занятий.

Консультация включает в себя беседу о методике и ответы на возникшие вопросы,  сбор необходимых данных, анамнеза, диагностику и тестирование на концентрацию слухового внимания.

Тест на слуховое внимание проводится с помощью специального оборудования — аудиометра, а также двух пар специальных наушников «воздушной» и «костной» проводимости.
В результате теста можно будет понять насколько хорошо у вашего ребенка развито слуховое внимание.

Данный тест имеет особенное значение в методе Томатиса. Он позволяет проанализировать функциональные возможности уха, выявляя его слабые и сильные стороны.

Даже в случае, если ребенок не понимает речь или еще не развил понимание обращенной к нему речи, то специалист высокой квалификации, который проводит тестирование в нашем центре, все равно сможет определить, каким образом исследуемый использует свой слух для слушания.

По результатам теста составляется индивидуальная программа аудиотренировок.

Повторная консультация после прохождения аудиотренировок помогает отследить полученный за курс результат.

Перед каждым последующим курсом пациент вновь проходит консультацию и тестирование для оценки результатов и составления новой актуальной индивидуальной программы.

★ Также в обязательном порядке со второго курса вводится активная сессия с микрофоном. Сессия состоит из двух частей:

  • Работа с микрофоном через «Электронное ухо» позволяет ребёнку услышать самого себя. Закрепляется контроль над артикуляцией и автоматизируются звуки.
  • Прослушивание голоса мамы перезапускает развитие ребёнка, что способствует нормализации эмоционально-волевой сферы («с ребёнком можно договориться», «появляется интерес к учёбе», «сам занимается», «играет с детьми», «спокойный», «слышит и отвечает на вопросы») и восстановлению психологической близости с мамой (с приёмной мамой).

 
7. Прохождение курсов по методу Томатиса

I курс
Консультация + аудиотест 15 дней по 2 часа (30 часов) Повторная консультация + аудиотест
Что входит в 1-ый курс:

  • 30 часов занятий с использованием аппарата «Электронное Ухо» производства Besson (Швейцария)
  • 2 консультации специалиста (до начала курса и после)
  • 2 аудиотеста для отслеживания динамики изменения состояния пациента
  • Составление индивидуальной программы терапии для пациента
  • Сопровождение специалиста в течение прохождения всего курса
  • Запись маминого голоса для дальнейшего использования в терапии

(Бонус!) Совместное прослушивание мамы с ребенком для восстановления и укрепления психологической связи между ними (мама занимается бесплатно)

Перерыв 3 – 6 недель
II курс
Консультация + аудиотест 7 дней по 2 часа + 1 день 1 час (15 часов) Повторная консультация + аудиотест
Что входит в программу 2-ого и последующих курсов:

  • 15 часов занятий с использованием аппарата «Электронное Ухо» производства Besson (Швейцария)
  • 2 консультации специалиста (до начала курса и после)
  • 2 аудиотеста для отслеживания динамики изменения состояния пациента
  • Составление индивидуальной программы терапии для пациента
  • Сопровождение специалиста в течение прохождения всего курса
  • Работа ребенка с микрофоном
  • Прослушивание голоса мамы
Перерыв 6-8 недель
III курс
Консультация + аудиотест 7 дней по 2 часа + 1 день по 1 часу (15 часов) Повторная консультация + аудиотест
Перерыв 2-3 месяца
IV курс
Консультация + аудиотест 7 дней по 2 часа + 1 день по 1 часу (15 часов) Повторная консультация + аудиотест
Далее каждые 3-4 месяца по 8 дней (15 часов) до достижения результата

Во время терапии можно рисовать, играть в настольные игры. Нежелательно: читать, писать, кушать. Запрещается использовать электронные устройства (телефоны, компьютеры и т.п.).

Аудиотренировки в центре «Альтернатива» проводятся на оригинальном оборудовании с аналоговым усилением звука производства Бессон (Швейцария).

Количество курсов определяется глубиной проблемы и возрастом ребёнка, а также достигнутыми результатами.

В начале и в конце каждого курса обязательно проводится консультация специалиста и делается аудиотест для отслеживания динамики прогресса.

★ Очень важны терпение и готовность родителей поддержать ребенка на пути к его улучшению.

 
8. Результаты в Канаде

В Европе и Канаде метод Томатиса прошел множество испытаний, подтверждающих эффективность метода при устранении трудностей обучения и решении поведенческих проблем. Исследователь Тим Гилмор, провел глубокий анализ и обобщил данные исследований центра Томатиса в Торонто (Канада), в котором участвовала 400 детей и подростков. 95 % родителей засвидетельствовали, что программа помогла их детям. Они увидели положительные изменения, которые могут быть выражены в следующих параметрах:

  • Повышение уровня коммуникабельности — 89 %
  • Увеличение концентрации внимания — 86 %
  • Уменьшение уровня расстройств — 80 %
  • Понимание чтения — 85 %
  • Качество речи — 74 %
  • Память — 73 %
  • Запись по буквам — 69 %
  • Зрелость — 84 %

Все дети, которые проходили курсы аудиотренировок по методу Томатиса,  стали лучше воспринимать речь. Мышление и память таких детей стали быстрее развиваться, в связи с этим улучшилась учеба в школе, у некоторых открылись музыкальные способности и способности к изучению иностранных языков, им стало легче управлять своими эмоциями, стали чувствовать себя более уверенными, чем до курса.

Эффект аудиотренировок по методу Томатиса в большинстве случаев сохраняется навсегда, так во время курса мозг обучается правильно анализировать голосовую информацию с помощью ушей.

 
9. Результаты наших пациентов

Результаты наших пациентов

  • у 71% маленьких пациентов — улучшилась концентрация внимания и память;
  • у 82% — улучшение речи (появление речи; улучшение качества речи; повышение понимания обращенной речи; понимание прочитанного текста);
  • у 78% — снизилась степень расстройства (исчезли тики, истерики, плаксивость);
  • у 48% — повысился уровень ответственности, проявилась самостоятельность;
  • у 69% — проявился интерес к учебе и к развивающим играм;
  • у 42% — повысился уровень коммуникабельности.

Помимо этого, было отмечено родителями и педагогами такие моменты, как «с ребенком можно договориться», «стал спокойнее», «слышит и отвечает на вопросы», в разговоре стал использовать «Я», появилась самоорганизованность, улучшение мелкой моторики.

 
10. Противопоказания

Аудиотренировки по методу Томатиса противопоказаны в следующих случаях:

  • отклонения артериального давления от нормы;
  • опухолевые заболевания головного мозга, кисты головного мозга;
  • тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  • острые формы любой болезни, простуда;
  • отит, наличие кохлеарного импланта;
  • эпилепсия.

 
11. Отзывы родителей

 
12. Стоимость

Консультация специалиста по методу Томатиса от 600 рублей (до 45 минут).

Индивидуальная аудиотренировка по методу Томатиса (швейцарское оборудование Besson с использованием Электронного уха) от 550 рублей (60 минут).

Ñåðâèñ çâîíêà ñ ñàéòà RedConnect